Оцените свою готовность работать в соответствии с профессиональным стандартом,
заполнив предлагаемую анкету:
Сайт общественных консультаций по обсуждению ПООП среднего образования (необходимо зарегистрироваться)
http://edu.crowdexpert.ru /secondary_school
http://edu.crowdexpert.ru
Профессиональный стандарт
учителя математики
Настоящее Приложение состоит из части А, которая
устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики, и
части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка.
Введение
Учитель-предметник должен соответствовать всем
квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем
существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно
данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.
Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает
задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами
своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции
учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его
квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения.
Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая
задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит
решение в его предметной деятельности.
Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний
учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне
зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности,
можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.
Первый уровень – функциональная грамотность (математическая
и языковая).
Второй уровень – овладение культурой (математической и
лингвистической).
Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а
результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но
такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику.
Для достижения первого уровня достаточно компетенций,
зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных
программ и т.п.).
Достижение второго уровня, необходимого не только при
обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует
осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и лингвистическая
культура – неотъемлемые части общей культуры современного человека.
Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу
подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности,
побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других
областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и
развития учащихся в специфическом предметном преломлении.
Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере
углубления мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с
профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный раздел
выделяются профессиональные
компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую и
языковую культуру.
Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников,
в настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения
требований, распространяется только на требования, зафиксированные в
профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную рамку
квалификации.
Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный
стандарт как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода
его на международный уровень, не может не повышать собственный профессионализм.
Поэтому в
приложениях, раздвигающих минимальные рамки стандарта, наряду с термином
«должен» применяется термин «рекомендуется», означающий, что данные требования
пока не являются обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно
стремиться, повышая свою квалификацию.
«Ломоносовых больше не будет»
Математик и наставник Григория Перельмана Сергей Рукшин рассказал «Газете.Ru», в чем ошибки реформы российского образования
Учитель Григория Перельмана и Станислава Смирнова, двух лауреатов Филдсовской премии, педагог, воспитавший 90 призеров и победителей международных олимпиад по математике, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора по науке физмат лицея №239 Сергей Рукшин рассказал «Газете.Ru», за что он критикует реформу российского образования и почему российские ученые предпочитают работать брокерами в США, а не заниматься наукой на родине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий